"Краткий курс гитарной гармонии"
Урок 4
Выпускается
сайтом Маэстро ДАНа
Предыдущие уроки доступны в архиве
курса
Предыдущие выпуски рассылки "МИР ШОУ-БИЗНЕСА"
доступны в архиве
рассылки
Этот
Bonus Pack для постоянных подписчиков рассылки существенно отличается
от других предлагаемых обучающих пособий по игре на гитаре прежде всего неординарной
целью, поставленной перед учащимися, а также своим оригинальным подходом
к изложению материала.
Цель обучения: понять принцип построения
аккордов и научиться самим строить всевозможные гитарные аккорды по их буквенно-цифровым
обозначениям, совершенно не прибегая к изучению азов нотной грамоты.
Оригинальный подход: всё, что Вам необходимо
знать - это вид фортепианной клавиатуры и названия семи нот (До,
Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си) с их буквенными обозначениями (C, D, E, F,
G, A, B(или H)).
Мы предоставляем своим подписчикам не плагиат, скопированный
с других сайтов, а самостоятельный, разрабатывавшийся годами, курс. Если
Вас когда-нибудь заинтересует нотная грамота, существует много сайтов, на которых
можно найти подробную и качественную информацию по этому разделу теории музыки,
один из таких: сайт
"Журнал для гитаристов" .
Если в ходе обучения у Вас возникают какие-либо
предложения или пожелания относительно содержания
курса, пишите самому Маэстро
, и мы обязательно примем их во внимание.
Тема урока 4:
"Линия баса и обращения аккордов"
4.1. Различие между басом и основным тоном аккорда
Начнём
урок с утверждения, что в общем случае основной тон и бас аккорда
- это различные понятия, хотя до сих пор у нас эти звуки совпадали, в связи
с чем мы и не проводили чёткой границы между этими понятиями.
Основной тон аккорда - это звук, определяющий
высотное положение аккорда определённого вида (тональность). От основного тона
аккорда вверх последовательно откладываются терции для получения остальных тонов
аккорда (для трезвучия это терцовый тон и квинтовый тон).
Бас аккорда - это самый низкий по высоте звук
в аккорде. Причём басом аккорда в самом общем случае может быть любой из 12-ти
звуков октавы - независимо от вида самого аккорда, в том числе и основной тон
аккорда (как частный случай).
В связи с этим буквенно-цифровое обозначение
аккорда в общем случае состоит из 2-х частей, разделённых дробной чертой: "
/ " (косой) или " " (горизонтальной). Первая (левая или
верхняя) часть содержит обозначение самого аккорда, а вторая (правая или нижняя)
часть содержит латинскую букву, обозначающую ноту, которая является басом аккорда.
Н а п р и м е р :
C / D - трезвучие До-мажор по басу Ре:
До (основной тон), Ми, Соль + Ре (бас);
Am / F# - трезвучие Ля-минор по басу Фа-диез:
Ля (основной тон), До, Ми + Фа-диез (бас).
Если бас и основной тон аккорда совпадают (одна и та
же нота), то для сокращения буквенно-цифрового обозначения аккорда бас
не указывают - а значит, и дробную черту тоже.
Н а п р и м е р :
C = C / C - трезвучие До-мажор: До (основной
тон и бас), Ми, Соль;
Am = Am / A - трезвучие Ля-минор: Ля (основной
тон и бас), До, Ми.
Именно такими сокращёнными обозначениями (C, Am и т.
п.) мы пользовались раньше и будем пользоваться в дальнейшем, только теперь
уже вкладывая в них более широкий и осознанный смысл.
4.2. Линия баса и построение аккордов с различными басами
Линия
баса - это закономерность (правило) в следовании басовых нот друг
за другом. Наиболее распостранёнными линиями баса являются:
1) смена баса (один и тот же аккорд с различными
басами);
2) задержание баса (один и тот же бас с различными
аккордами);
3) хроматическое (по полутонам) движение
баса вверх (восходящее) или вниз (нисходящее).
Возможны также комбинации различных линий баса на протяжении всего музыкального
произведения.
П р и м е р ы :
1) смена баса:
- танец "Цыганская венгерка":
Dm (Dm / D), Dm / F, Am (Am / A), Am / C,
E (E / E), E / G#, Am, Am / C;
- песня Владимира Маркина "Я готов целовать песок,
по которому ты ходила...":
запев: Am (Am / A), Am / C, Am / E,
Dm (Dm / D), Dm / F, Dm / A,
E (E / E), E / G#, E / H,
Am (Am / A), Am / C, Am / E;
припев: A (A / A), A / C#, A / E,
Dm
(Dm / D), Dm / F, Dm / A,
G
(G / G), G / H, G / D,
C
(C / C), C / E, C / G,
F
(F / F), F / A, F / C,
Dm
(Dm / D), Dm / F, Dm / A,
E (E / E), E / G#, E / H,
Am
(Am / A), Am / C, Am / E;
2) задержание баса:
- песня "Ты меня на рассвете разбудишь...":
Am (Am / A), Dm / A, E / A, Am (Am / A)
- задержание баса,
Dm, G, C, Dm, E, Am;
3) хроматическое нисходящее движение баса:
- запев песни "Куда уходит детство..." (бас
движется по полутонам в н и з):
Am (Am / A), E / G# (E / AЬ), A /
G, D / F# (D / GЬ), Dm / F, Am / E - хроматическое нисходящее движение
баса,
H / F#, E;
4) комбинация линий баса 1) и 2):
- интродукция (вступление) песни "Let me take you
far away" группы "Scorpions":
Dm (Dm / D), Dm / C, Dm / B (буквой B здесь
обозначается нота Си-бемоль) - смена баса,
Gm / E, A / E - задержание баса;
5) комбинация линий баса 3), 2) и 1):
- песня "Не отрекаются, любя...":
Am (Am / A), E / G# (E / AЬ), A /
G, D / F# (D / GЬ), Dm / F, Am / E - хроматическое нисходящее движение
баса,
Am / E, Gm / E - задержание
баса,
A / C# (A / DЬ), Dm (Dm / D) - хроматическое
восходящее движение баса,
Dm (Dm / D), Dm / H - смена
баса,
Am / E, E (E / E) - задержание
баса,
Am (Am / A).
Перейдём теперь к построению аккордов с различными
басами, отличными от основного тона аккорда.
Как Вы уже, наверное, поняли, в случае несовпадения
баса с основным тоном аккорда к аккорду просто добавляется ещё один звук - бас
этого аккорда. Образно говоря, трезвучие в таких случаях будет состоять уже
не из 3-х, а из 4-х звуков (включая бас), однако по терциям в обязательном порядке
будут расположены только три из них - основной, терцовый и квинтовый тона аккорда.
Напомним, что основной тон аккорда всегда обозначается
двойным кружком: закрашенным или незакрашенным - в зависимости от того,
на закрытой (прижатой) или открытой (неприжатой) струне соответственно извлекается
звук основного тона аккорда.
Бас аккорда обычно обозначается кружком, разделённым
горизонтальной линией (напоминает дробную черту), причём закрашивается только
верхняя часть этого кружка (иначе горизонтальной линии не станет видно
и получится обычный полностью закрашенный кружок). Если бас аккорда извлекается
на открытой (неприжатой) струне, то кружок не закрашивается (как на рисунке
4.2.2). Если же бас аккорда извлекается на закрытой (прижатой) струне, то закрашивается
только верхняя половина кружка и указывается палец левой руки, которым
прижимается басовая струна (как на рисунках 4.2.1 и 4.2.3).
В а ж н ы й м о м е н т :
основной тон должен быть как можно выше баса,
чтобы их звучания не сливались.
П р и м е р ы п о с т р о
е н и я а к к о р д о в :
Пример 1. Построим аккорд Dm / F .
Dm - трезвучие Ре-минор: Ре (основной тон), Фа (терцовый
тон), Ля (квинтовый тон).
F - Фа (бас аккорда).
Аккордовая сетка Dm / F приведена
на рисунке 4.2.1. Бас аккорда (Фа) извлекается на 4-й струне, прижатой
к порожку III-го лада безымянным (3) пальцем левой руки - поэтому верхняя часть
кружка закрашена.
Пример 2. Построим аккорд Dm / A .
Dm - трезвучие Ре-минор: Ре (основной тон), Фа (терцовый
тон), Ля (квинтовый тон).
A - Ля (бас аккорда).
Аккордовая сетка Dm / A приведена
на рисунке 4.2.2. Бас аккорда (Ля) извлекается на 5-й открытой струне
- поэтому разделённый горизонтальной линией кружок не закрашен и палец левой
руки не указан.
Для случая исполнения аккорда приёмом расгеадо
(называемым в народе "боем") в круглых скобках указан вариант
глушения 4-й струны (издающей звук основного тона аккорда) безымянным (3) пальцем
левой руки - безымянный палец просто прикасается к заглушаемой струне над III-м
ладом, но не прижимает её, чем и глушит её звучание. В случае исполнения аккорда
приёмом арпеджио (называемым в народе "перебором") в
глушении достаточно низко звучащего основного тона аккорда нет необходимости
- достаточно просто не извлекать звуки на этой струне пальцами правой руки.
Пример 3. Построим аккорд Dm / H (буквой
H здесь обозначается нота Си).
Dm - трезвучие Ре-минор: Ре (основной тон), Фа (терцовый
тон), Ля (квинтовый тон).
H - Си (бас аккорда).
Аккордовая сетка Dm / H приведена
на рисунке 4.2.3. Бас аккорда (Си) извлекается на 5-й струне, прижатой
к порожку II-го лада средним (2) пальцем левой руки - поэтому верхняя часть
кружка закрашена.
Для случая исполнения аккорда приёмом расгеадо
(называемым в народе "боем") в круглых скобках указан вариант
глушения 4-й струны (издающей звук основного тона аккорда) средним (2) пальцем
левой руки - средний палец, прижимая 5-ю струну к порожку II-го лада, в то же
время слегка отклоняется от перпендикулярного грифу гитары положения (наклоняется
в направлении 4-й струны) до прикосновения к 4-й струне над порожком того же
II-го лада, как бы пытаясь исполнить приём малое баррэ, но не прижимает 4-ю
струну на II-м ладу, заглушая тем самым её звучание. В случае исполнения аккорда
приёмом арпеджио (называемым в народе "перебором") в
таких ухищрениях нет необходимости - достаточно просто не извлекать звуки на
этой струне пальцами правой руки.
Рисунок 4.2.1 - Аккорд Dm / F ( Ре-минор по басу Фа )
Рисунок 4.2.2 - Аккорд Dm / A ( Ре-минор по басу Ля )
Рисунок 4.2.3 - Аккорд Dm / H ( Ре-минор по басу Си )
Задание
для самоконтроля 4.2.
1. Самостоятельно постройте аккордовую сетку с дополнительным
вариантом аппликатуры для одного и того же аккорда Dm / F так,
чтобы бас "Фа" аккорда извлекался не на 4-й, а на 6-й струне.
2. Самостоятельно постройте аккордовые сетки для аккордов
Dm / C , Dm / B (буквой "B" в данном случае обозначается
нота "Си-бемоль") , Em / D , Em / G , A / C# , D
/ F# (для последнего аккорда - даже 2 варианта: бас "Фа-диез"
может извлекаться и на 4-й, и на 6-й струнах), а также любых других, которые
Вы сами уже в состоянии придумать - поверьте, это очень полезное упражнение,
затраты усилий на выполнение которого с избытком окупятся в дальнейшем.
3. Проиграйте все примеры линий баса, предварительно
построив сетки всех используемых в этих примерах аккордов, чтобы оценить на
слух звучание и различие указанных линий баса.
4.3. Обращения аккордов
Любой
аккорд может существовать в основном виде или в обращении.
Основной вид аккорда образуется в том случае,
когда самым низким по высоте звуком в аккорде (басом аккорда) является
его основной тон (например, C = C / C, Am = Am / A, ... и т. п.).
Обращение аккорда образуется в том случае, когда
самым низким по высоте звуком в аккорде (басом аккорда) является один
из тонов этого аккорда: любой, но только кроме основного тона
- терцовый тон, квинтовый тон и т. д. (например, C / E и C / G,
Am / C и Am / E, ... и т. п.).
Следовательно, каждое трезвучие может иметь только 2
обращения, так как состоит всего из 3-х звуков (тонов трезвучия). Если басом
трезвучия является терцовый тон, то образуется первое обращение
трезвучия - оно имеет своё собственное название: секстаккорд. Если басом
трезвучия является квинтовый тон, то образуется второе обращение
трезвучия - оно имеет своё собственное название: квартсекстаккорд.
П р и м е р ы :
1. МАЖОРНОЕ трезвучие.
Трезвучие До-мажор: До
(основной тон), Ми (терцовый тон), Соль (квинтовый тон).
Основной вид: в басу
До (основной тон) - обозначается C / C или просто C (сокращённо).
Первое обращение: в басу
Ми (терцовый тон) - обозначается C / E .
Второе обращение: в басу
Соль (квинтовый тон) - обозначается C / G .
2. МИНОРНОЕ трезвучие.
Трезвучие Ля-минор: Ля
(основной тон), До (терцовый тон), Ми (квинтовый тон).
Основной вид: в басу
Ля (основной тон) - обозначается Am / A или просто Am (сокращённо).
Первое обращение: в басу
До (терцовый тон) - обозначается Am / C .
Второе обращение: в басу
Ми (квинтовый тон) - обозначается Am / E .
На рисунках 4.3.1 - 4.3.4 (ниже) приведены аккордовые
сетки обращений трезвучий C и Am . Там, где это необходимо,
указаны возможные варианты аппликатуры для глушения струн.
Рисунок 4.3.1 - Первое обращение трезвучия До-мажор: C / E ( До-мажор по басу Ми )
Рисунок 4.3.2 - Второе обращение трезвучия До-мажор: C / G ( До-мажор по басу Соль )
Рисунок 4.3.3 - Первое обращение трезвучия Ля-минор: Am / C ( Ля-минор по басу До )
Рисунок 4.3.4 - Второе обращение трезвучия Ля-минор: Am / E ( Ля-минор по басу Ми )
П
р и м е ч а н и е :
Как Вы уже знаете, каждое трезвучие может иметь только
2 обращения - с терцией и квинтой в басу, так как состоит всего
из 3-х звуков (тонов трезвучия). Следовательно, аккорды, состоящие из 4-х и
более звуков (тонов аккорда), могут иметь больше и обращений.
Забегая немного вперёд, сообщим Вам, что аккорды, состоящие
из 4-х (а не 3-х, как трезвучие!) звуков, расположенных по терциям, называются
септаккордами, так как интервал между 1-м звуком (основным тоном) и 4-м
звуком - это септима. Их построение мы рассмотрим в следующем уроке (уроке
5). Так вот, каждый септаккорд может иметь уже не 2, а 3 обращения - с терцией,
квинтой и септимой в басу. Септаккорд, находящийся в первом обращении
(терция в басу), называется квинтсекстаккордом. Септаккорд, находящийся
во втором обращении (квинта в басу), называется терцквартаккордом.
Септаккорд, находящийся в третьем обращении (септима в басу),
называется секундаккордом.
Нонаккорды - это аккорды, состоящие из 5-ти звуков,
расположенных по терциям; ундецимаккорды - это аккорды, состоящие из
6-ти звуков, расположенных по терциям; терцдецимаккорды - это аккорды,
состоящие из 7-ми звуков, расположенных по терциям. Их построение мы рассмотрим
в уроке 6. Так вот, обращения нонаккордов уже не имеют собственных названий,
так как нонаккорды употребляются почти всегда в основном виде. То же самое можно
сказать и об ундецим- и терцдецимаккордах..
Задание
для самоконтроля 4.3.
1. На рисунках 4.3.3 и 4.3.4 указан только бас
аккордов Am / C и Am / E . Самостоятельно
укажите основной тон этих аккордов (обозначьте двойным кружком).
2. Постарайтесь самостоятельно построить как можно больше
различных вариантов аккордовых сеток для обращений всех видов трезвучий, включая
уменьшенное и увеличенное (обращения трезвучий Ре-минор, Ми-мажор
и т. д.). Это поможет Вам основательно закрепить весь материал, усвоенный при
изучении урока 4.
Д
о б р ы й с о в е т :
Наступил тот момент, когда Вам уже можно и даже пора
обратиться к музыкальной литературе: в первую очередь - к самоучителю "Учись
аккомпанировать на шестиструнной гитаре" очень талантливого педагога Владимира
Александровича Манилова (№1 в списке литературы, приведённом ниже). Кроме обилия
аккордовых сеток, которые помогут Вам проверять правильность выполнения своих
заданий, Вы найдёте в нём море интересной информации, которую мы, к большому
нашему сожалению, вряд ли сможем осветить в весьма ограниченных рамках этого
краткого курса по причине того, что плагиатом в рамках этого курса мы не
занимаемся, а лишь заполняем пробелы всех существующих курсов гитарной гармонии,
используя свой оригинальный подход к изложению материала (напомним, что цель
курса - понять принцип построения аккордов и научиться самим строить
всевозможные гитарные аккорды по их буквенно-цифровым обозначениям, совершенно
не прибегая к изучению азов нотной грамоты - и всё!).
Если Вам не удастся найти этот оригинальный самоучитель
в магазинах, попробуйте поискать его в отделах букинистики и, если найдёте,
обязательно купите - об этой покупке Вам никогда не придётся жалеть, так как
этот самоучитель станет Вашей настольной книгой и умным советчиком на долгие
годы!!!
Желаем Вам удачи в столь нелёгком деле !!!
Список
литературы, использованной при создании текста урока:
1. В. Манилов. "Учись аккомпанировать на шестиструнной
гитаре".
2. В. Манилов, В. Молотков. "Техника джазового
аккомпанемента на шестиструнной гитаре".
3. В. Юрьев. "Самоучитель игры на семиструнной
гитаре".
4. Е. Ларичев. "Самоучитель игры на шестиструнной
гитаре".
5. П. Вещицкий. "Самоучитель игры на шестиструнной
гитаре - аккорды и аккомпанемент".
6. Э. Пухоль. "Школа игры на шестиструнной гитаре".
7. М. Каркасси. "Школа игры на шестиструнной гитаре".
А Н О Н С
Тема урока 5: "Построение септаккордов"
Тема урока 6: "Построение нонаккордов, ундецимаккордов и терцдецимаккордов"
Тема урока 7: "Построение аккордов с надстройками и альтерированными ступенями"
Тема урока 8: "Построение различных аккордов на примере песни"
Тема урока 9: "Прогрессивная (джазовая) аппликатура аккордов"
и так далее...